Откуда появились кошки на земле

Кошки много веков являются компаньонами людей. Естественно, что в течение этого времени появилось несколько десятков версий относительно их появления на Земле – от научных до мистических. Этим животным приписывали как божественное, так и дьявольское происхождение, их наделяли магическими способностями и лечебными свойствами. Откуда же взялись эти питомцы?

Дикие предки современных кошек

Генотип и фенотип домашней кошки формировался на протяжении миллионов лет, поэтому невозможно точно определить его дикого предка. Многие придерживаются версии о происхождении котов от креодонтов, живших 50–70 миллионов лет назад. Этот отряд вымерших животных состоял из хищников, падальщиков и всеядных. Коты произошли от первого вида. Размеры этих существ во много раз превосходили габариты львов и тигров. У их жертв практически не было шансов спастись, поэтому они вызывали панику у более мелких животных.


Предок кошек креодонт

От креодонтов отделилась ветвь миацидов. От своих предков они отличались более развитым интеллектом, меньшими размерами, удлиненными пластичными телами, короткими лапами и вытянутыми мордами, придававшими их сходство с куницами. Миациды характеризовались большей выносливостью и приспособляемостью к новым климатическим условиям, но все же были менее физически развитыми, чем современные хищники.


Проаилурус

Впоследствии миациды разделились на 2 группы, одна из которых стала прародительницей собак, вторая, проаилурусы, – виверровых, предшественников кошек. Последняя категория животных обладала еще меньшими размерами, большей гибкостью и ловкостью, позволявшими им жить на деревьях. В дальнейшем из нее выделились псевдэлурусы, от которых произошли современные домашние любимцы и вымершие саблезубые кошки.


Степная кошка

Ближайшими предками домашних кошек являются степные кошки, которые и сегодня обитают в Африке, Азии, Северной Индии, Закавказье и Казахстане. В России этих животных можно встретить в пойменных лесах и кустарниках Астраханской области. Представители этой породы несколько крупнее своих одомашненных собратьев. Эти животные ведут уединенный образ жизни и охотятся на мелких зверей и грызунов.


Кот как достопримечательность


Екатерина Качура-Фалилеева. У самовара. 1-я пол. XX в.
Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже — не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2021 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.

«Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Литературная газета», 2014 год

История одомашнивания дикой кошки

Известно, что кошки были приручены позже собак. До того момента, пока люди не стали заниматься земледелием, не было необходимости в содержании этих существ. Когда люди стали запасаться едой, то столкнулись с проблемой уничтожения своих запасов грызунами. Заметив, что на мелких зверьков любят охотиться коты, люди начали приручать их. Какие основные этапы одомашнивания кошек?

Приручение кошек на территории Плодородного полумесяца 9500 лет назад

Исходя из последних исследований генотипа домашней кошки, впервые она была приручена на территории Плодородного полумесяца около 10 000 лет назад – в области Шумерской цивилизации, на землях современного Ирака, Израиля, Сирии, Ливана и Иордании. Неизвестно, относились ли шумеры к представителям кошачьего семейства как к сакральным существам, но сохранились данные об участии этих питомцев в охоте не только на грызунов, но и на мелких животных вроде зайцев и даже змей.

Далее кошки с территории Плодородного полумесяца попали в Египет, где им придавалось особое значение. В этой стране проживало 3 вида кошек: степная, камышовая и ночная нубийская, изображения которой чаще всего можно увидеть на стенах храмов и гробниц. Существует версия и о параллельном одомашнивании египтянами этих питомцев. Точно известно, что именно из долины Нила эти животные попали в Древнюю Грецию и в страны Северной Африки.

Появление домашних кошек в Европе

Появление кошек в Европе обусловлено исключительно прагматическими соображениями. Во времена расцвета Египетского государства запрещалось вывозить кошек за его пределы. Как морская держава, она торговала со многими странами, а торговцы, не желая терпеть убытки из-за грызунов, брали с собой кошек на корабли во время путешествий, откуда они и попали на все континенты. Известно, что уже в IV веке до н. э. эти питомцы населяли территорию современной Великобритании.

В Европе кошки поначалу очень ценились. В X–XI вв. правители некоторых европейских держав даже издавали указы о правилах обращения с этими животными. С началом Инквизиции их стали воспринимать как спутников ведьм и истреблять.

На Руси к кошкам всегда относились хорошо, считая их символом достатка и благополучия. У восточных славян и сегодня популярен обычай пускать первой в новый дом именно кошку, чтобы она принесла счастье и всегда оберегала жилище от напастей.

Одомашнена ли домашняя кошка или просто соседствует с человеком?

Кошки уже много веков сопровождают людей, но нет единого мнения, являются ли они одомашненными животными. Несмотря внешнюю на вальяжность, эти существа в практически неизменном виде сохранили свой независимый нрав и хорошую приспособляемость к условиям дикой природы. Существуют 2 точки зрения относительно вопроса одомашнивания кошек:

Как появились домашние кошки

Кирилл Стасевич, биолог

«Наука и жизнь» №8, 2017

Фото: Larazoni / Wikimedia Commons

У древних египтян были особые отношения с кошками: их почитали как священных животных; мумифицировали, подобно людям; изображали в скульптуре и на фресках. И самый первый кошачий «портрет» написали египтяне. Это была роспись в одной из гробниц к югу от Каира, сделанная около 1950 года до н. э., то есть почти четыре тысячи лет назад. На ней кошка пристально смотрит на приближающуюся крысу.


Мумии кошек. Экспонаты Британского музея. Фото: britishmuseum.org

Довольно долго считалось, что и приручили кошек египтяне. Однако в 2004 году на Кипре открыли захоронение возрастом 9500 лет до н. э., в котором вместе с человеком нашли кошку. Дикого зверя вряд ли положили бы в могилу. Выходило, что кошки жили с людьми задолго до того, как они появились в Египте. Родиной домашних кошек стали считать Ближний Восток и про Египет на некоторое время забыли. Но ненадолго: в 2008 году на юге Египта открыли захоронение, в котором нашли шесть кошек — самца, самку и четырёх котят. Хотя это захоронение было моложе кипрского (около 6000 лет), стало ясно, что в Египте кошек знали намного раньше, чем считалось до недавнего времени.

Известно, что предком домашней кошки был степной кот Felis silvestris lybica

— он и сейчас обитает в степных, пустынных и отчасти горных районах Африки, Передней, Средней и Центральной Азии, в Северной Индии, Закавказье и Казахстане. В 2007 году удалось установить, что все современные кошки произошли именно от него.

Предок домашней коши — степной кот, имеющий «дикий» полосатый тип окраски. Фото: Sonelle at English / Wikipedia / CC BY-SA 3.0

Баст, или Бастет. В Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, плодородия и домашнего очага. Изображалась в виде женщины с головой кошки. Рисунок: Gunkarta / Wikimedia / CC BY-SA 3.0

Со временем у домашних кошек в геноме накапливались те или иные изменения, и, если по древним останкам животных проследить, как и когда такие изменения возникали, можно точно установить, где впервые появились домашние кошки и как они распространялись по земному шару.

Именно это попытались сделать Эва-Мария Гайгль и Тьерри Гранже из Института Жакоба Моно (Франция) вместе с коллегами из научных центров Австралии, Армении, Румынии, Германии и других стран. Они проанализировали более двухсот образцов ДНК, взятых из останков кошек возрастом от 100 до 9000 лет, которые нашли при археологических раскопках в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Для анализа использовали не обычную, ядерную, ДНК, а ту, которая содержится в митохондриях. Митохондриальная ДНК передаётся только по материнской линии, так как после оплодотворения у зародыша сохраняются лишь те митохондрии, которые были в яйцеклетке. По такой ДНК можно сравнительно легко восстановить женскую линию родословной, не отвлекаясь на отцовские гены.

Трёхцветная кошка: белый, чёрный и рыжий окрас. Фото Марины Слюсарь

У степного кота есть свой «митохондриальный портрет» — характерные особенности в ДНК митохондрий, которые отличают его от других родственных видов. В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution

, сообщается, что впервые домашние кошки, более всех похожие по митохондриальному геному на степного кота, появляются 9000 лет назад в захоронениях, раскопанных на территории современной Турции. И это вполне согласуется с «ближневосточной» гипотезой: именно в этих местах около 10 000 лет назад дикие кошки обнаружили, что вблизи запасов пищи, сделанных человеком, в изобилии водятся грызуны и что с людьми поэтому лучше дружить. Митохондриальный портрет таких кошек назвали «типом А». Примерно 4400 лет до н. э. кошки этого типа появляются на территории современной Болгарии, 3200 лет до н. э. — там, где сейчас Румыния, а далее они распространяются по остальной Европе, Азии и Африке. Поскольку кошкам свойственна территориальность и к долгим путешествиям они не склонны, быстро расселиться на всех континентах животные, очевидно, смогли только с помощью людей.

Но вернёмся в Египет. Оказалось, что у египетских кошачьих мумий митохондриальная ДНК отличается от ДНК кошек «типа А». «Египтянок» обозначили «типом С», и первые из них относятся примерно к 800 году до н. э. Возможно, кошки «типа С» появились в Египте и раньше, но извлечь необходимое для анализа количество ДНК из более древних захоронений не получилось.

Египетская мау — древняя порода, прошедшая естественный отбор. Внешность её не претерпела значительных изменений на протяжении 3000 лет. На фото: египетская мау серебристого окраса. Фото: Lil Shepherd / Wikipedia / CC BY 2.0


Домашняя кошка окраски биколор. Фото Екатерины Кричмарь

Со временем египетские кошки стали очень популярны: к пятому веку нашей эры их можно было встретить во всей Европе и по всему Средиземноморью, а к концу первого тысячелетия в некоторых местах они полностью вытесняют кошек ближневосточного типа. Популярность кошек «типа С» можно объяснить пресловутым особым отношением египтян к этим животным: кошек в Египте становилось всё больше и больше, и здесь среди них, что особенно важно, отбирали не только хороших охотников, но и приятных «сожителей», избавившихся от дикой неуживчивости. Изменения, происходившие постепенно в египетских кошках, прослеживаются и в египетском искусстве: поначалу животных изображали за каким-нибудь полезным занятием, вроде ловли крыс, но потом кошки на росписях всё больше «одомашниваются» и становятся ближе к людям — они уже вместе с хозяевами ловят птиц, у них появляются ошейники, они сидят под стулом, пока люди заняты обедом, как на одной из фресок, датируемой около 1500 года до н. э.


Сиамский окрас. Лапы, хвост, голова и уши кошки обычно имеют более тёмную окраску. Фото Алексея Карпушина

Но откуда кошачий «тип С» появился в Египте? Можно предположить, что египтяне одомашнили кошек независимо от других народов, взяв за основу местную популяцию степных котов, чья митохондриальная ДНК после одомашнивания «с нуля» дала «тип С», — в этом случае местные домашние кошки именно здесь и возникли. Но могло быть и по-другому: вначале в Египте появляются ближневосточные кошки «типа А», которые позже в результате скрещивания с местными дикими котами превращаются в коша чий «тип С». И впоследствии египтяне держали дома именно таких домашних кошек с «дикими» генетическими добавками.

Как бы то ни было, все современные кошки — это смесь «типа А» и «типа С». И даже если египтяне сами никого не одомашнили, именно они сделали кошек всеобщими любимцами, научив их общению и ласке. Любопытно, что гены, контролирующие окраску, у домашних кошек очень долго оставались в неизменном виде, и только около XIV века н. э. появляются животные, у которых «дикая» полосатая окраска «расползается» в разнообразные пятна и «кляксы». Если взять для сравнения собак или лошадей, то они «переоделись в домашнее» довольно рано, а вот до внешнего вида кошек, вероятно, долго никому не было дела — главное, чтобы научились вести себя в доме.

Современная домашняя кошка дикого окраса. Фото: Jens Nietschmann / Wikipedia / CC BY-SA 3.0


Бенгальская кошка с характерным только для данной породы леопардовым рисунком на шерсти. Такую особенность это животное унаследовало от своих диких предков благодаря длительной селекции. Фото: steveheap / ru.depositphotos.com

В 2001 году во время раскопок в Центральном Китае, в местечке Цюаньхуцунь, где когда-то была ферма доисторических земледельцев, нашли несколько кошачьих костей возрастом 5300 лет. Анализ останков показал, что это были домашние кошки: они ели каких-то животных, которые, в свою очередь, питались злаками (то есть, очевидно, кошки охотились на мелких грызунов), и о них явно заботились люди (часть костей принадлежала довольно старому зверю, который, скорее всего, не дожил бы до такого возраста без человеческой помощи). Возник вопрос, откуда взялись эти животные: пришли с ближневосточными торговцами или их одомашнили прямо здесь? Исследователи из Сорбонны и Абердинского университета вместе с китайскими коллегами пришли к выводу, что все доисторические кошачьи кости, которые удалось найти на территории Китая, принадлежат бенгальской кошке — Prionailurus bengalensis

. В статье, опубликованной в прошлом году в научном журнале
PLoS ONE
, авторы приводят несколько доводов в пользу того, что это были не просто дикие животные, которые бродили рядом с поселением человека, а именно кошки, находящиеся на ранней стадии приручения. Перечислим эти доводы: некоторые останки принадлежали кошкам, которые были немного меньше диких особей (то есть процесс одомашнивания уже происходил), а одну из кошек похоронили целиком, что указывает на особые отношения между животным и человеком.

Однако «эксперимент» по приручению бенгальской кошки закончился ничем: со временем в Китае появились уже давно приручённые потомки степного кота, которые были более послушными, более полезными в хозяйстве и которые лучше знали, чего от них хотят люди, да и сами люди понимали, о чём мяукает их кошка.

Фото Алины Нестеровской

КОШАЧЬИ ГЕНЫ

Карлос Дрисколл из Национального института рака (США) и его коллеги из разных стран проанализировали генетический материал 979-ти представителей домашних и диких видов кошек: европейской, ближневосточной, центрально-азиатской, южноафриканской и китайской пустынной. Свои выводы они опубликовали в журнале Science (текст на англ. языке, для чтения требуется бесплатная регистрация). Оказалось, что все ныне существующие дикие виды кошек являются подвидами одного общего вида — Felis Silvestris (лат. Кошка Дикая). А вот ДНК домашних кошек совпала с ДНК только одного из этих подвидов — ближневосточных диких кошек Felis Silvestris Lybica (лат. Кошка Дикая Ливийская), живущих в отдаленных пустынях Израиля и Саудовской Аравии. Более того, предками абсолютно всех домашних кошек были не более пяти особей, потомки которых, сопутствуя человеку, расселились по всему миру.

Фото: Daniele Colombo CC BY-NC-SA 4.0 На фото: Felis Silvestris Lybica

Мифы, легенды и оригинальные версии происхождения кошек и их появления на Земле

Из-за привлекательного внешнего вида, независимого характера и особенной манеры общаться с человеком кошкам издавна приписывали необычные свойства и потустороннее происхождение.

Многие верят, что эти животные могут предсказывать природные катаклизмы и лечить своих хозяев. Не перестает удивлять и их умение группироваться в прыжке и практически всегда приземляться на лапы. От кого же могли произойти коты?

Миф о Ноевом ковчеге

Интересно, что по легенде кошек не было на корабле, в который Бог велел Ною взять по паре от каждого вида животных. По старославянским апокрифам, дьявол попал в ковчег, превратившись в мышь, и попытался прогрызть его дно, но после молитвы Ноя Бог послал ему кота и кошку, которые и убили вредителя. По другой версии, эти животные появились из ноздрей льва, когда Ной его погладил.

Божественное происхождение древних кошек

В Древнем Египте кошкам приписывалось божественное происхождение и, соответственно, придавалось соответствующее значение. О сакральной роли представителей кошачьего семейства в древнеегипетском обществе свидетельствуют многочисленные фрески и статуи, найденные во время раскопок. Фараон Эхнатон, муж знаменитой Нефертити, считал себя сыном бога солнца, а всех котов и кошек – своими братьями и сестрами.


Бастет

Известно, что у древних египтян было принято изображать богиню плодородия и домашнего очага, а также веселья и радости Бастет в виде женщины с кошачьей головой или кошки. В городе Бубастис был построен храм в честь этой богини, а ее верховный жрец носил титул великого врачевателя. Бастет, как и кошка, иногда свирепела и превращалась в богиню-львицу Сехмет, отличавшуюся невероятной жестокостью, но также покровительствовавшую воинам и лекарям. Известно о пышных праздниках в честь Бастет, когда паломники съезжались в Бубастис, где пили много вина, играли на музыкальных инструментах и пели.

Если в доме случался пожар, в первую очередь спасали кошек как божьих посланниц, а потом остальное имущество. После смерти любимцев бальзамировали и хоронили в богато украшенных шкатулках, но главное – соблюдали траур. Не говоря об убийстве, за побои и неуважительное отношение к этим животным древние египтяне подвергались суровому наказанию и общественному осуждению.

Кошки – посланцы внеземной цивилизации

Древнеегипетская мифология породила версию об инопланетном происхождении котов. Ее приверженцы считают, что в Древний Египет с другой планеты прилетела лысая кошка, которая владела человеческим языком и мысленно общалась с людьми. Встретив в лесу и полюбив дикого степного кота, она решила остаться на этой планете и обзавелась потомством от своего любимого, от которого впоследствии произошли все домашние кошки. Интересно, что астронавты собрали на Луне мелкие образования, похожие на монеты. Оказалось, что их состав похож на кошачьи фекалии.

История вида

Мнений и гипотез о появлении данного вида животных было построено множество. Если их систематизировать и выбрать более-менее реалистичные, то получится несколько версий.

Библейская версия

Многие почитатели ласковых домашних любимец знают библейскую легенду о появлении на земле кошек на ноевом ковчеге. Когда сооруженный Ноем корабль спасал животных от Всемирного потопа, на его борту завелись грызуны, которые стали представлять реальную угрозу благополучию спасенных обитателей ковчега.

Согласно мифу, кот и кошка появились из ноздрей льва, когда Ной погладил царя зверей. Таким образом прародительницы современных кошек спасли человечество и всех зверей от нашествия грызунов на корабле.

Рекомендуем прочитать о том, как видят кошки. Вы узнаете об особенностях кошачьего зрения, зрения в темноте, возможности смотреть вдаль и о том, видят ли кошки цвета или они дальтоники? А здесь подробнее о причинах, по которым кошки мурлыкают.

Научный подход

Ученые имеют обоснованный взгляд на данные, когда появились кошки на земле. До наших дней дошли свидетельства о том, что потомки пушистых питомцев появились на нашей планете примерно 60 миллионов лет назад. Именно в этот период на Земле происходили процессы миграции млекопитающих, в том числе мелких хищников.

Фосса

Древний житель Мадагаскара – фосса, считается многими учеными доисторическим представителем семейства кошачьих.

Исследователи в области эволюционной зоологии считают, что прародитель современной кошки – проаиурус, весил около 9 кг и имел сходство с куницей. Примерно 20 миллионов лет назад появился псевдолурус, отлично лазающий по деревьям зверек. Мелкий хищник был ловким и удачливым охотником.

Это доисторическое животное дало начало двум направлениям в эволюционном процессе – современным представителям кошачьего рода и древним саблезубым кошкам.

Согласно исследованиям современной науки, лев является самым молодым из всех представителей своего многочисленного семейства. Такие животные, как рысь, пума и леопард старше царя зверей в историческом плане. Населяя территорию Евразии, Африки и Америки, около 10 тысяч лет назад саблезубые кошки вымерли, оставив для дальнейшего эволюционного процесса только ветвь, давшую развитие современному кошачьему виду.

Ученые-зоологи предполагают, что исторические корни домашних красавиц имеют африканское происхождение. Именно североафриканская степная кошка является той, от кого произошли кошки. Она ближайшая родственница той питомицы, которую привык видеть у себя дома современный человек. Африканская кошка имела пятнистый (буланый) окрас, не была столь агрессивна, как другие подвиды. Буланая прародительница была распространена по всему африканскому континенту.

Анатомические и морфологические характеристики этих древних животных сходны со строением скелета и внутренних органов современных питомцев. Саванная родственница была одомашнена примерно 8 тысяч лет назад в Нубии (территория современного Северного Судана).

Многие ученые считают, что основательницей современного вида кошачьих является азиатская кошка, имеющая широкое распространение в Аравии и Месопотамии. В пользу этой теории говорит морфологическое сходство манула и персидской кошки.

Большинство ученых мужей склоняются к теории о том, что и африканская, и азиатская подвиды кошек являются прародительницами современных пушистых красавиц. Такое полифелитическое происхождение свидетельствует о том, что породы зарождались сразу в нескольких исторических центрах Земли независимо друг от друга.

В Азии происходило скрещивание с бенгальской кошкой, в Европе в образовании пород участвовала лесная европейская. Именно благодаря таким местным скрещиваниям стали появляться породы, разнообразные по окрасу, густоте шерсти, конституции. Об этом свидетельствуют многочисленные генетические исследования кошачьих популяций.

Помимо научных теорий на тему, откуда появились кошки на земле, имеются и совершенно фантастические версии относительно этого вопроса. Некоторые владельцы всерьез верят в инопланетное происхождение своих пушистых красавиц.

Об истории кошек в Древнем Египте смотрите в этом видео:

Для охраны амбаров и устрашения мышей


Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей
Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Загадочные версии происхождения кошек

Кошка настолько загадочное и мифологическое существо, что люди не всегда верят в ее обычное происхождение. Рассмотрим самые распространенные версии.

Библейская версия

В Библии есть информация о ковчеге Ноя, который стал спасением для животных. Кошек тогда еще не было, а мыши и крысы размножались так быстро, что остальным перестало хватать запасов пищи. Тогда Бог решил спасти всех обитателей ковчега от голода, приказав Ною погладить львиный нос. Благодаря этому появилась кошка, переловила мышей и спасла этим остальных животных.

Коты-инопланетяне

В Египте этих животных очень любили и почитали, о чем говорят древние изображения. Есть версия, что именно туда прилетели инопланетяне-кошки. Они были совсем лысыми и могли общаться с египтянами мысленно.

Есть история, что одна из таких кошек встретила во время прогулки в лесу лохматого степного кота. Она влюбилась и не стала улетать на другую планету с остальными. Кошка-инопланетянка была счастлива со своим котом, рожала пушистое потомство – предков наших домашних любимцев.

Дети Бога Солнца

Фараон Эхнатон утверждал, что он сын Бога Солнца, а его единоутробные братья и сестры – это кошки. Сейчас это кажется фантастикой, но даже Пифагор придерживался этой версии. Он выдвинул гипотезу неземного происхождения кошек, но никто ему не поверил. Учитывая, какой вклад внес Пифагор в науку, это кажется удивительным.

https://youtube.com/watch?v=q_hq8uWMph8

Жители Луны или далеких звезд

Плотин (философ-неоплатоник) выдвигал аргументы о том, что кошки прибыли к нам с Луны. Они хорошо ориентируются в темноте, активны ночью и их на их поведение напрямую влияют фазы луны.

Августин Блаженный считал, что кошки прибыли к нам с тех далеких звезд, куда попадает душа человека после смерти. Бог показал им путь туда и обратно и наделил способностью взаимодействовать с духами. А вы не заметили, как кошки часто и подолгу смотрят в пустоту?

Загадочное происхождение приписывают кошкам, в том числе, за их необыкновенный характер. Откуда бы ни взялись эти животные, они всегда останутся для нас любимыми питомцами. Когда вы будете подкармливать бездомную кошку на улице – задумайтесь, вдруг вы отдаете дань уважения инопланетному созданию?

Русич и кошка – братья навек!

С ростом популярности кошек стали появляться и различные связанные с кошками приметы, поговорки и пословицы. Кошки прочно вошли в народные сказки, возможно, вытеснив оттуда более древних персонажей взяв на себя их функции. Кошачья натура произвела на русичей достаточно сильное впечатление и кошкам стали приписывать различные магические способности.


Мрачный и загадочный Кот Баюн – уникальный персонаж русских сказок.

Примерно к XVI веку домашняя кошка имелась уже практически в каждой семье Российской Империи. Слова «кошка» и «кот» появляются даже в исторических документах, и не только как самостоятельные, но и в фамилиях влиятельных людей, например боярина Федора Андреевича Кошки-Кобылина. Также достаточно часто «кошка» встречается в прозвищах простых людей. Например, в приказных бумагах 1545 года был отмечен новгородский крестьянин по имени Кот-Мышелов Константин.

Котики на Руси

8 главных фактов

Сегодня совершенно невозможно представить нашу жизнь без котиков. Кто-то держит их у себя дома, как, например, наш главный редактор, а кто-то – как автор этого текста – обязан им сильнейшей аллергией и потому предпочитает любоваться котиками на расстоянии. Но даже если вы начинаете плакать и хлюпать носом уже через пять минут общения с пушистой тварью, вы всё равно её любите и восхищаетесь ею. Кажется, что котики были всегда. Или всё же нет? Как, например, обстояло дело в средневековой Руси?

Когда мы начали искать информацию, оказалось, что нет ни одного большого специализированного исследования о древнерусских кошках, а большая часть того, что можно найти в интернете, –это перепечатки одной (весьма неплохой) статьи, написанной около 30 лет назад. К этому материалу авторы, в меру своей фантазии, добавляют яркие подробности, которые, впрочем, обычно ничем не подтверждаются. Мы твёрдо решили разобраться и, отделив зёрна от плевел, собрали 8 главных фактов о жизни котиков на Руси.

Факт №1: в Древней Руси котиков завели в IX-X веках.

На вопрос о том, когда в Древней Руси впервые завели котиков, может ответить археология. На территории Рюрикова городища, в трёх километрах от центра Великого Новгорода, учёные обнаружили в слоях IX-X веков фрагменты скелетов шести кошек. Вероятно, в то время кошки ещё не были широко распространены (сравните количество кошачьих костей с количеством собачьих по данным таблицы). Благодаря находкам археологов можно уверенно сказать, что котейки точно обитали в домах русичей (а на Рюриковом городище жили как представители элиты – князь и его дружина, так и обслуживающий персонал) уже в период формирования Древнерусского государства – то есть во времена Вещего Олега, Ольги и Святослава. Что касается содержания этих животных крестьянами, то мы вынуждены развести руками – никаких следов жизни кошек в деревнях пока не обнаружено. Впрочем, нужно оговориться, что сельские поселения в Восточной Европе изучены достаточно слабо, и нас ещё могут ждать новые открытия.


Кости животных, найденные на Рюриковом городище. Изображения из статьи М. В. Саблина «Фауна Рюрикова городища (по результатам раскопок 2000–2011 гг.)»// Носов Е. Н., Плохов А. В., Хвощинская Н. В. Рюриково городище. Новые этапы исследований. СПб., 2021.

Факт №2: первое упоминание котиков в летописи связано с тем, что их… съели.

Как это ни печально, но чаще всего в письменных источниках котики упоминаются в качестве еды. Конечно, в обычной жизни их в пищу не употребляли – это происходило только в экстренном случае: во время голода. В Новгородской первой летописи так описаны жуткие события 1230 года: «и троупию обрезающе юдахоу. а дроузии кониноу, псиноу. кошкы. нъ техъ осочивъше тако творяхоу» (НПЛ, 113 об.).

То, что горожане начали есть кошек, показывает, что у них не осталось никакой другой еды. Это страшное упоминание (вероятно, самое древнее в письменных источниках) относится к середине XIII века, когда был написан текст летописи. Вообще же, кошачье мясо считалось нечистым, и употребление его в пищу, по мнению средневековых книжников, было признаком дикости. Так, в Лаврентьевской летописи можно обнаружить следующее описание нечестивого племени: «ядяху скверну всяку. комары и мухы. коткы (такая форма слова использовалась наравне с привычной нам «кошкой». – Прим. ред.), змие. и мертвец не погребаху» (ЛЛ 1377, 85 а (1096)).

Факт №3: кошки на Руси жили в городах и были мельче современных собратьев.

Котики Древней Руси были городскими жителями. Остатки их костей найдены археологами в Киеве, Старой Рязани, Новгороде, Твери, Ярославле, Смоленске[1]и других городах. Исследователи считают, что это были довольно мелкие животные: средний рост в холке не превышал 30 см, а весили древнерусские коты не более 4 кг[2]. Хотя были и исключения: на Троицком раскопе в Новгороде найдена пяточная кость настоящего гиганта. Её размер больше среднего не только для домашней кошки, но и для дикой. Откуда в городе взялся кот-гигант, можно только гадать. Возможно, это всё-таки дикий кот, добытый новгородцами на охоте, возможно, домашний, подаренный или привезённый иностранными купцами.

Нет ясности и с тем, какие породы кошек обитали в Древней Руси. Во-первых, по словам исследователей, нельзя утверждать, что в Средние века вообще кто-то специально занимался селекцией и разведением этих животных[3]. Во-вторых, по остеологическому, т. е. костному материалу (а только он и сохраняется) невозможно судить о таких важных характеристиках породы, как цвет и густота меха, темперамент, умение ловить мышей, наконец. Скорее всего, котики в средневековых русских городах жили практически самостоятельно и сами добывали себе корм. И никаких вам деликатесов от доброго хозяина и периодических походов к ветеринару. Кошачья жизнь была наполнена голодом и опасностями – многие животные умирали (или погибали) в молодом возрасте. Судя по следам на костях, с некоторых кошек после смерти были сняты шкурки[4]– даже умершее животное можно было использовать в хозяйстве. Получается, что хозяева прагматично относились к своим питомцам и не слишком-то о них заботились. Тем удивительнее выглядит следующий факт.

Факт №4: в XIV веке котики ценились в несколько раз дороже коров и наравне с собаками.

В так называемом «Правосудье митрополичьем», правовом памятнике XIV-XV веков, перечислены следующие штрафы за кражу:

«…за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кунъ, за волъ 3 гривны, за корову 40 кунъ, за третьак 30 кунъ, за лонщину полгривны, за теля 5 кунъ, за боранъ ногата, за порося ногота, за овцу 5 кунъ, за жеребца гривна, за жеребя 6 ноготъ»[5].

Если считать куну равной 1/50 гривны[6], то 3 гривны = 150 кун, а это почти в 4 раза больше, чем требовали за корову. Даже если взять более ранний «курс» XI века – 3 гривны = 75 кун, то эта сумма почти в 2 раза больше штрафа за корову. Удивительно, но кошка ценилась так же высоко, как собака и вол, гораздо более плотно задействованные в хозяйстве человека. Тем более странным выглядит такой штраф, если учесть наше предположение, что кошки выживали в древнерусских городах самостоятельно, были «дворовыми». Может быть, у представителей церкви жили какие-то особые породистые котики? Источник ничего не говорит об этом.

Факт №5: кошки не спасали Русь от чумы.

Вопреки расхожему мнению, которое нередко можно встретить сейчас в Интернете, эпидемия чумы на Руси, где кошек якобы привечали, свирепствовала не меньше, чем в Западной Европе, где кошку действительно иногда считали спутником дьявола и ведьм. Завершая своё «турне» по Европе, великая эпидемия XIV века охватила Русь в 1352 году. В 1353 скончался великий князь Московский Симеон Иоаннович Гордый и два его малолетних сына. Существенно сократилось население Москвы, псковичи не успевали хоронить мёртвых, а в Глухове, по свидетельству летописца[7], не выжил вообще никто. Увы, ни кошки, ни всё врачебное дело Средних веков не давали никакой защиты от настигшей мир пандемии.

Факт №6: котик – это не всегда уютный домашний зверь, иногда он может быть очень опасен.

В «Соликамском летописце» можно обнаружить рассказ о странном происшествии, случившемся в Верхтагильском остроге (поселение на реке Тагил в современной Свердловской области) в конце XVI века:

«А воевода в нём был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезён казанской кот большей. И всё де ево подле себя держал Рюма. И тот кот спящему ему горло преяде и до смерти заяде в том городке…»[8]

Так что же произошло с несчастным Рюмой Языковым? Какого размера должен был достигать казанский кот, чтобы перегрызть горло человеку? Не будем забывать, что Рюма перед назначением успел послужить в стрелецких войсках, и сражаться, без сомнений, умел очень хорошо. По одной из версий[9], «казанским котом» в летописи назван камышовый кот – крупное хищное животное, масса которого может достигать 12 килограмм. Камышовые коты обитают в низовьях Волги, где одного из них теоретически могли выловить и продать неудачливому воеводе. Что спровоцировало нападение кота на человека – отсутствие корма, плохое обращение или просто дикий нрав не до конца одомашненного зверя – мы можем только гадать.

По другой версии, виновен в гибели Рюмы представитель особой породы домашних кошек – казанских котов-мышеловов. До наших дней порода не сохранилась. По некоторым сведениям, это были крупные животные с круглой головой, широкой мордой, крепкой шеей и коротким хвостом. Казанские коты хорошо известны в связи с деятельностью «дщери Петровой» императрицы Елизаветы, издавшей знаменитый указ о высылке котов ко двору для борьбы с расплодившимися в Зимнем дворце мышами. Так возникла существующая до сих пор традиция держать в Эрмитаже котов для охраны произведений искусства. О том, какую роль казанские коты играли в русском народном фольклоре XVII-XVIII вв., рассказ ещё впереди.

Факт №7: первый русский котик, изображение которого у нас сохранилось, жил во дворце.

«Подлинный портрет кота великого князя Московии»–так называется эстамп чешского художника Вацлава Холлара, датированный 1663 годом. Сверившись с хронологией, можно сделать вывод, что перед нами котик Алексея Михайловича «Тишайшего», батюшки Петра I. Это царь вообще очень любил животных и охотничьих птиц, которых он держал в большом в количестве в своей загородной резиденции Измайлово. Гравюра Холлара сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции. К сожалению, мы почти ничего не знаем об обстоятельствах её создания. Высказывались предположения, что изображение сделал художник, сопровождавший австрийского барона Августина Мейерберга во время его путешествия в Россию, а также, что в виде кота на эстампе изображён сам царь Алексей Михайлович, однако подтверждения эти гипотезы не находят.

Факт №8: кот – главный герой самой популярной народной картинки.

В пункте №6 мы уже говорили о казанских котах. Посмотрим на них теперь не как на искусных мышеловов и опасных убийц, а как на героев русского (и не только) фольклора. Историк Саит Фяризович Фаизов считает, что прототип легенды о казанском коте возник в середине XVI века:

« …ближе всех к герою лубка находится Кот казанского царя (хана) из марийской легенды “Как марийцы перешли на сторону Москвы”, рассказывающей об осаде Казанского кремля в 1552 г. войсками царя Ивана Грозного. Придворному коту из этой легенды удалось подслушать, как осаждающие крепость марийские цари Йыланда и Акпарсведут подкоп под кремлевской стеной, и он предупредил хана об опасности. Хан, его жена, дочь и кот по тайному ходу вышли к реке Казанке, сели в лодку и благополучно отплыли от Казани»[10].

Во второй половине XVII века в народной культуре появляются лубки – раскрашенные картинки на дереве и металле. Один из самых популярных сюжетов лубков – это похороны кота мышами. И на дровнях, в центре похоронной процессии, состоящей из мышей, – не просто кот, а именно «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…»Что же всё это значит? Многие исследователи считают, что и мыши, и кот с картинки на самом деле олицетворяют кого-то, кого нельзя назвать напрямую. Популярная версия утверждает, что кот, которого хоронят мыши, – это царь Пётр I, а авторство картинки приписывают старообрядцам, некоторые согласия которых объявили императора антихристом. С. Ф. Фаизов считает Кота Казанского своеобразным образом татар в русской культуре, возникшим после завоевания трёх их царств (Казанского, Астраханского и Сибирского) Иваном Грозным. В течение XVIII века сюжет похорон Кота менялся, обретая всё большую антиправительственную окраску (например, мыши на лубке стали представлять различные регионы Российской империи, у многих из них появились «обиды» на кота и т.д.).

Если мы постараемся выяснить первоначальный смысл сюжета о похоронах кота мышами, то его политическую подоплёку всё же стоит отнести на второй план. Как отмечает М. А. Алексеева, в народном фольклоре события реальной жизни редко передаются напрямую. Юмор в лубке о Коте Казанском не обличительный. Это не «злой» смех над властью, а, говоря словами великого культуролога Михаила Бахтина, «скоморошество»,«смех на миру, где смеются все и надо всем, включая и самих “смехотворцев”»[11]. Так в народном сознании смешались юмор, политические коллизии и любовь к котикам, которая не покидает нас до сих пор.

[1]Археология древнего Ярославля. Загадки и открытия. 2-е изд. М., 2012. С.214-229.

[2]Зиновьев А. В. Кошки средневековых Новгорода Великого и Твери // Археология и история Пскова и Псковской̆ земли. Семинар имени академика В. В. Седова: Материалы 63-го заседания. М., 2021. С. 183-197.

[3]Там же.

[4]Там же.

[5]Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1955. Вып. 3: Памятники права периода образования Русского централизованного государства XIV–XV вв. / под ред. Л. В. Черепнина.

[6]Нумизматический словарь. 4-е издание. Зварич В.В. Львов, 1980.

[7]Полное собрание русских летописей. Т. 10. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. / Под ред. А. Ф. Бычкова. – СПб., 1885. C. 224.

[8]Сибирский летописный свод: Книга записная // Полное собрание русских летописей / под ред. А. П. Окладникова, Б. А. Рыбакова. Т. 36: Сибирские летописи; ч. 1: Группа Есиповской летописи / предисл. Н. Н. Покровского, Е. К. Ромодановской. М. 1987. С. 141.

[9]Шашков, А. Т. К истории возникновения в конце XVI в. первых русских городов и острогов на восточных склонах Урала // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997.С. 176.

[10]Фаизов, С. Ф. Кот Казанский: татарин и царь в восприятии русского после «взятия» Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. https://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/5/hist_faizov.htm?

[11]Алексеева, М. А. Гравюра на дереве «Мыши кота на погост волокут» — памятник русского народного творчества конца XVII — начала XVIII в. // XVIII век сб. : Русская литература XVIII — начала XIX в. в общественно-культурном контексте. Т. 14. Л., 1983. С. 45-79

Когда кот величественно возлежит на подоконнике, он ожидает, что ему будут поклоняться как божеству. А все потому, что нынешние коты — потомки кошек Древнего Египта.

Примерно за 10 000 лет до нашей эры человек начал выращивать зерно. Поля и запасы зерна привлекали множество мышей. А зернохранилище, полное крыс и мышей, в свою очередь становилось раем для кошек.

Фермерам не потребовалось много времени, чтобы понять, как полезно иметь кошек поблизости. Вероятно, кошки не были домашними, но они быстро стали достаточно ручными, чтобы начать держаться рядом с людьми. Это был первый этап приручения.

Исследования начались с кошачьих мумий

Клаудио Оттони (Claudio Ottoni) из Центра экологического и эволюционного синтеза при Институте биологических наук Университета Осло изучает доместикацию — то есть процесс приручения диких животных. Он исследует остатки ДНК из древних поселений, чтобы понять, как приручение животных сказалось на их эволюции и распространении.

Его исследования также важны для понимания нашей собственной ранней истории: в маленьком кусочке кости может быть море информации, если там найдется ДНК. Вместе с коллегой Оттони изучал также кошачьи мумии из Египта.

Там кошкам поклонялись как богам, и разумно предположить, что это могло сделать кошек популярными также и в других местах. Но так ли обстояло дело? Какова роль египтян в приручении кошки?


Expressen 10.08.2019 ИноСМИ 13.09.2017

«Нас поразило, что мы действительно ничего не знаем о том, как кошка стала домашним животным. Исследований на эту тему очень мало», — рассказывает Оттони.

Оттони работает над сбором анализов и проб, касающихся древних кошек. Он изучил 350 кошачьих останков со всех уголков света — многие датируются несколькими тысячами лет до нашей эры.

Не все образцы одинаково хорошо сохранились, так что всего около 200 древних кошек сейчас в достаточно хорошем состоянии, но все-таки и они дали немало информации.

Исследователи делят диких кошек на пять популяций, и именно из африканской популяции, а также частично из ближневосточной произошла современная домашняя кошка.

Котище Первый

Первая находка, свидетельствующая о том, как мы любим кошек, была сделана на Кипре. Прежде там не было никаких следов кошек, иными словами, кто-то их туда привез. Первый известный нам домашний кот был похоронен вместе с человеком.

Захоронение датируется 7500 годом до н. э. Примерно в то же время население Кипра начало заниматься земледелием, что очень хорошо согласуется с теорией, почему кошек стали приручать.

Это древняя находка, но не исключено, что кот стал домашним еще раньше. Тем не менее по-настоящему популярной кошку сделали древние египтяне.

Одомашнивались несколько раз

«Впервые кошку одомашнили в регионе, который мы сейчас называем Ближним Востоком. Там приручили местных кошек, следы родства с которыми есть и у современных домашних котов. По материалам ДНК мы видим, что эта популяция расширялась по маршруту передвижений человека», — рассказывает Оттони.


Die Welt 29.07.2019 The Atlantic 14.07.2019 Dagens Nyheter 05.01.2019

Во второй раз приручили кошек из другой популяции — африканской. Это произошло в Древнем Египте, где котам поклонялись как богам. Самые ранние находки были сделаны в могилах, датируемых 3700 годом до н. э. И чем ближе к нашему времени, тем чаще коты возникают в искусстве или в виде мумий.

«Существует много кошачьих мумий, но нужно сильно постараться, чтобы получить разрешение исследовать их, — улыбается Оттони и продолжает: — К счастью, некоторые мумии несколько лет назад разрушились, и нам разрешили взять образцы».

Эти образцы оказались именно тем, что было нужно Оттони. Анализ дал неожиданный результат: современные коты — в большой степени потомки египетской популяции кошек.

Кошки следовали торговыми путями человека

Египетские кошки были популярны на протяжении всей римской эпохи, и они путешествовали вместе с людьми в качестве домашних любимцев или как помощники для ловли мышей и крыс. Поэтому останки древних кошек часто находят вдоль оживленных торговых путей.

Похоже, даже у викингов были кошки с египетскими корнями. Самое северное место, где были найдены кошачьи останки — это викингское поселение на берегу Балтийского моря под названием Ральсвик, которое находится в нынешней Германии. Тамошняя кошка была из египетской популяции.

При изучении современных кошек становится ясно, что они — потомки особей, прирученных в первую или вторую волну одомашнивания. В генах кое-кого из них есть следы других популяций, но в первую очередь они происходят от двух вышеназванных.

Одна из причин наличия следов других популяций в генах наших кошек — их не разводили, как других домашних животных. Они могли спариваться с дикими котами, так что отчасти оставались и остаются дикими.

Изменились гены, отвечающие за поведение

Большинство прирученных животных быстро обзаводились генетическими отличиями от диких предков. Люди начали довольно рано оказывать сильное влияние почти на всех животных, однако кошки — исключение.

«Изучая кошек, мы видим, что разница между дикими и домашними животными невелика. И генетически, и физиологически они довольно похожи. На самом деле только в наши дни стали появляться особые породы кошек, которые внешне отличаются друг от друга, с точки зрения истории это весьма новое явление. Вероятно, причина в том, что изначально у кошки была только одна полезная для нас черта: она ловила мышей и крыс. У собак же был целый набор качеств, которые можно было использовать: например, они помогали на охоте, возили сани и пасли скот».


Videnskab 24.09.2016 Dagens Nyheter 03.08.2019

Но кое-что отличает домашнюю кошку от дикой: речь об изменениях в генах, отвечающих за поведение. Возможно, это объясняет, почему потомки двух популяций настолько распространились, а остальные остались дикими. Вероятно, изменения в этих генах были необходимы, чтобы кот стал домашним — или хотя бы довольно-таки домашним.

Кошки не стайные животные

Оттони выделает еще одну черту, из-за которой кошку непросто подчинить. Может быть, именно поэтому так трудно научить кота делать то, чего он сам не хочет?

«Кошки не стайные животные. Они охотятся и живут в одиночестве. Их по природе нелегко превратить в домашних животных. У стайных животных, например, собак, уже есть инстинкт иерархии и готовность к обучению, поэтому их легче приручить», — объясняет Оттони.

Как кот завоевал мир

Сегодня потомки кошачьих популяций с Ближнего Востока и из Египта встречаются на всех континентах мира, кроме Антарктиды. Исследования Оттони показали, что представители этих кошачьих популяций путешествовали вместе с людьми, и именно мы распространили их повсюду. Кроме того, Оттони обнаружил в их генах кое-что неожиданное:

«Один из первых образцов, которые мы изучили, был найден в Беренике в современном Египте. Это древние останки, но каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что этот конкретный кот был из индийской популяции. Мы ожидали, что он будет из африканской популяции, но ошиблись. Тем не менее это хорошо вписывается в нашу теорию, ведь город Береника имел торговые контакты только с Индией. Таким образом, мы подтвердили, что кошки путешествовали вместе с людьми. Когда мы смотрим, как распространялись по земле кошачьи гены, мы узнаем и о распространении генов людей!»

Оттони надеется, что исследования такого типа помогут лучше понять человеческую историю, а также расскажут, как мы влияем на эволюцию и экологию вокруг себя.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кошки на службе у императрицы

В заключение не будет лишним вспомнить еще одни интересный факт, связанный с российской историей кошек. Указ российской императрицы Елизаветы Петровны от 13 октября 1745 года приказывает, чтобы казанский губернатор доставил в тогдашнюю российскую столицу восемьдесят самых лучших кошек и котов, а также человека, который ухаживал бы за ними. Столь странный указ имел очень простую причину – императорский дворец сильно страдал от мышей. Спустя некоторое время народная молва приукрасила этот факт массой подробностей полусказочного толка. В итоге стали рассказывать о трех сотнях котов, которые должны были нести службу во дворце.


Со времен Елизаветы Петровны кошки стали неотъемлемой частью питерской дворцовой жизни.

Правда, так и осталось неизвестным, почему эта миссия была возложена именно на казанского губернатора, но факт от этого не меняется. Возможно, в этой губернии обитало много кошек или они отличались какими-то выдающимися качествами. В пользу последнего говорит то, что сохранилась лубочная картинка с названием «Кот Казанский», косвенно указывающая на популярность казанских котов среди самых широких слоев российского населения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кошки – это роскошь

Первоначально кошки стоили очень дорого, было их мало, и за их кражу предусматривался огромный штраф. Разводить кошек помогала церковь, кошек селили при монастырях, в богатых домах и в царских теремах. Естественно, поначалу мало кто мог позволить содержать у себя этих редких (пока еще) животных, это просто было большинству населения не по карману.

Потом уже, с течением времени, кошек становилось все больше и больше. И хвостатых истребителей грызунов начали заводить во многих домах, и даже в деревенских избах.

Возникновение домашних кошек в России

В нашей стране домашняя кошка массово появилась только в одиннадцатом веке, скорее всего, они были завезены на торговых кораблях восточными купцами.

Пушистый крысолов высоко ценился — штраф за кражу кота был выше, чем за корову.

Самые древние останки найдены в Одесской области, их возраст 2-5 веков нашей эры. В 5-6 веках единичные животные появляются в прибалтийских городах и Пскове. Только в 7-9 веках кошка появилась в Поволжье.

Славяне-язычники почитали кота, как спутника скотьего бога Велеса. Кошка была символом домашнего очага, проводником душ в загробный мир.

С принятием христианства покровителем домашних животных стал святой Власий. Считается, что отсюда пошла и самая распространенная на Руси кличка кота — Васька. Кошки жили при монастырях и храмах, до сих пор в этих древних постройках сохранились предназначенные для них маленькие лазы в стенах.

Поначалу питомцы были только в царской семье и у богатых бояр, простому люду они были не по карману.

Кот Василий, привезенный Петром Первым из Голландии, жил в императорском дворце, о нем был издан специальный указ. Императрица Елизавета Петровна привезла тридцать животных из Казани, так как казанские крысоловы считались лучшими охотниками.

Царица Екатерина Вторая назначила котов хранителями картин — произведения искусств также жестоко страдали от зубов грызунов.

Повсеместно кошки в России распространились только в восемнадцатом веке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]